Российская Академия Наук
Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук
Основная схема трения машины – радиальный подшипник качения, дополнительная – радиальный подшипник скольжения.
При использовании основной схемы силы трения определяются в условиях чистого качения. Образцы для испытаний – шары или цилиндры исследуются в условиях вращения внутреннего кольца радиального шарикового или роликового подшипников.
Данная схема трения позволяет исследовать трение в жидких средах, а также в пленках, образовавшихся на трущихся поверхностях в результате взаимодействия жидкости и исследуемого материала.
Высокая точность измерений сил трения обеспечивается наличием аэростатических устройств, снижающих вклад паразитного трения в измеряемом сигнале на 2 порядка, а также эффективной системы самоустановки трущихся поверхностей. Последняя в случае шарикоподшипника ориентирует наружное и внутреннее кольца таким образом, что нагруженные шары всегда перемещаются по самым “глубоким” зонам обоих желобов. В случае роликоподшипников, наружное и внутреннее кольца ориентируются таким образом, что нагруженные ролики, как и шарики в шарикоподшипнике, характеризуются эпюрой давлений, обладающей зеркальной симметрией. При этом зеркальная плоскость проходит через оси действия нормальной и касательной сил. Технические характеристики: мощности электродвигателей – 2,2 и 1,25 кВт соответственно; частота вращения вала – 0,6...48000 мин-1 ; нагрузка – 100...3000 Н; температура – 20...2500; дискретность измерения коэффициента трения – не менее 1,0•10-5; относительная погрешность измерений – не более 2,0%; max наружный диаметр образцов Dнар -7,5•10-2 м; min внутренний диаметр образцов Dвн – 1,2•10-2 м.