Академик Константин Васильевич Фролов

Министерство науки  и
высшего   образования
Российской Федерации

Российская Академия Наук

Отделение энергетики, машиностроения
механики и процессов управления

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт машиноведения
им. А.А. Благонравова
Российской академии наук

  • русский
  • english
imash.ru » Об институте » Выдающиеся ученые » Академик Константин Васильевич Фролов

Академик Константин Васильевич Фролов
1932-2007 гг.

Фролов К.В. - выдающийся ученый-механик, создатель ряда научных направлений в области прикладной механики, динамики машин, биомеханики систем «человек-машина», безопасности технических систем, машиноведения, получивших широкое признание в России и за рубежом.
Член-корреспондент Академии наук СССР (с 1976 г.)
Действительный член (академик) Академии наук СССР (с 1984 г.)
Академик ВАСХНИЛ (с 1985 г.)

Окончил Брянский институт транспортного машиностроения в 1956 г.

В период 1958 - 1961 гг. учился в аспирантуре Института машиноведения АН СССР.

В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Влияние свойств источника энергии на колебания автономных систем" (научный руководитель - академик АН Украины В.О.Кононенко).

В 1968 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Колебания в машинах с переменными параметрами в приложении к динамике силового гидропривода", 1970 г.

Академик К.В.Фролов является автором и соавтором большого числа (свыше 500) научных публикаций по вопросам теории колебаний, динамики систем «человек-машина», прочности, надежности и живучести технических систем и конструкций, справочников, учебников для технических университетов, а также публицистических статей на темы истории и развития науки и техники. Его научные достижения нашли широкое внедрение в самых различных областях техники и отраслях промышленности, в том числе, в судостроении, ядерной энергетике, авиакосмической технике, в общем и специальном машиностроении.

Под его руководством и при непосредственном участии был выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, нашедших применение при создании новых конструкций водо-водяных энергетических реакторов, при разработке мероприятий по обеспечению надежности и безопасности особо ответственных технических объектов атомного машиностроения, при создании образцов авиационно-космической техники, судостроения, а также разработок, используемых в городском хозяйстве Москвы, в частности при создании новых типов энергосберегающих установок теплового снабжения, новых конструкций подвижного состава московского метрополитена.

На протяжении свыше 30 лет он являлся директором Института машиноведения им. А.А.Благонравова РАН (1975-2007 гг.) , генеральным директором Ассоциации «Объединенный институт машиноведения» РАН.

В период с 1985 г. по 1992 г. являлся академиком-секретарем Отделения механики, машиностроения и процессов управления РАН, в последние годы, вплоть до своей кончины - заместитель академика-секретаря Отделения энергетики, механики, машиностроения и процессов управления РАН. Вице-президент АН СССР (1985 - 1996 гг.)

Помимо своей основной научной деятельности К.В.Фролов много внимания уделял педагогической, научно-организационной и общественной работе. На протяжении многих лет являлся заведующим кафедрой теории машин и механизмов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Президент Международного Гуманитарного фонда "Знание" им. С.И.Вавилова.

Почетный Президент инженерной академии России.

Председатель Правления Международной научно-просветительской ассоциации "Знание" (ныне «Международная научно-просветительская ассоциация "Знание" им. академика К.В.Фролова).

Был избран членом Общественной палаты Российской Федерации.

Государственные награды:

  • Герой Социалистического Труда
  • Орден Ленина дважды)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени
  • Медали СССР и Российской Федерации
  • Лауреат Ленинской (1988 г.) и Государственной премий СССР (1986 г.), премий Совета Министров СССР (1983 г., 1990 г.), премий правительства Российской Федерации в области науки и техники

Почетный доктор:

    • Мадридского политехнического университета (Испания)
    • Краковской горно-металлургической академии (Польша)
    • Магдебургского университета (Германия)
    • Университета Флориды (США)
    • Международного университета высшего образования (г. Вена, Австрия)
    • Тяньджинского Политехнического университета (Китай)
    • Ростовского государственного университета
    • Политехнического университета Молдовы

Иностранный член:

    • Национальной академии наук Белоруси
    • Национальной академии наук Грузии
    • Национальной академии наук Украины
    • Королевской инженерной академии Великобритании
    • Норвежской академии технологических наук
    • Американского общества инженеров-механиков
    • Национальной инженерной академии США
    • Югославской Национальной Академии
    • Сербской академии наук и искусств
    • Чехословацкой академии наук
    • Королевской Шведской академии технических наук
    • Общества материаловедов Индии

Почетный член:

    • Международной федерации по теории машин и механизмов (ИФТОММ)
    • Общества фундаментальных исследований гуманитарных наук (США)
    • Шведского вибрационного общества
    • Общества механиков Польши
    • Вьетнамской ассоциации механиков
    • Словацкого научного общества по механике машин

Международные награды

  • Золотая медаль имени А.Стодолы Словацкой Академии наук
  • Серебряная медаль Чехословацкой академии наук "За заслуги перед наукой и человечеством"
  • Золотая медаль имени Михайло Пупина (Югославия)

 Основные этапы научного творчества академика Константина Васильевича Фролова

Первая научная публикация К.В.Фролова (1957 г.) была посвящена методам и результатам бесконтактной тензометрии при вибрационных испытаниях паровых и газовых турбин и центробежных компрессоров, разрабатываемых и выпускаемых Ленинградским металлическим заводом (ЛМЗ). На этом заводе К.В.Фролов начал свою трудовую деятельность сразу же после окончания Брянского института транспортного машиностроения (в 1956 г.).

В дальнейшем научная деятельность К.В.Фролова в той или иной степени всегда была связана с исследованиями колебательных процессов в механических системах самого различного технологического назначения. Его научная деятельность и публикации, несмотря на разнообразие постановок и прикладной направленности, можно подразделить на следующие основные темы:

  1. анализ колебаний в нелинейных механических системах с ограниченной мощностью привода;
  2. виброзащита машин и оборудования, включая гидравлические машины;
  3. моделирование колебательных процессов в системах «человек-машина»;
  4. вибрационные машины и вибрационные технологические процессы;
  5. прочность, надежность, ресурс энергетических машин и оборудования, включая атомные реакторы.

Важно отметить, что проявляемый К.В.Фроловым интерес к тем или иным проблемам механики, биомеханики, машиноведения был всегда тесно увязан с потребностями науки и техники, актуальными для текущего периода развития науки, техники, промышленности и социально-экономического развития страны.

Нелинейные колебания в системах с ограниченной мощностью привода. Первые существенные результаты были получены К.В.Фроловым во время учебы в аспирантуре Института машиноведения и в последующие годы работы под руководством академика АН УССР В.О.Кононенко (1958-1961) и относятся к исследованию колебаний в нелинейных механических системах. В этих исследованиях главное внимание было уделено анализу влияния свойств источника энергии на поведения параметрических и автоколебательных систем.

Научную и практическую значимость этих исследований трудно переоценить. Дело в том, что некоторые особенности поведения реальных механических систем и объектов вибрационной техники, такие как скачкообразное изменение амплитуд и частот вынужденных колебаний, неустойчивость движения, появление дополнительных резонансов, не согласовывались с основными положениями, существовавших в то время теорий. Особенно удивительно, что эти эффекты, типичные для нелинейных систем, проявлялись в линейных системах. В.О.Кононенко удалось объяснить эти эффекты тем, что исследования подобных систем обычно проводились в предположении, что работа источника энергии, поддерживающего колебания, не зависит от движения самой колебательной системы, и для адекватного их описания необходимо учитывать динамические особенности привода (источника энергии). Учитывая свойства источника энергии (с помощью его статической характеристики в виде нелинейной функции скорости вращения), К.В. Фроловым были получены такие фундаментальные результаты, как установление зависимости скорости прохождения линейной системы через резонанс от амплитуды вынужденных колебаний, существование стационарных колебаний с ограниченной амплитудой в параметрических и автоколебательных системах при ограниченной мощности источника возбуждения . Ему удалось наиболее полно объяснить такие эффекты в механике, как эффект Зоммерфельда .

Многие из этих исследований К.В.Фролов проводил на аналого-вычислительных машинах, в то время только входивших в расчетную практику моделирования, благодаря чему удалось получить более полное представление о свойствах рассматриваемых систем при больших коэффициентах модуляции. Он выявил и описал явления возбуждения и срыва колебаний и соответствующих им переходных процессов. Им были исследованы также параметрические колебательные и автоколебательные системы с нелинейной упругой характеристикой. К.В.Фролов установил, что взаимодействие колебательной системы с источником энергии наиболее сильно проявляется в областях резонансов, а факторами, ограничивающими амплитуду колебаний, являются нелинейные связи источника энергии с колебательной системой. Эти исследования, по существу, образовали новый класс задач нелинейной механики, который оказался очень актуальным как в теоретическом, так и в прикладном отношении. В последующем эти исследования были обобщены в нескольких монографиях, написанных совместно со своими учениками .

К исследованиям в этой области К.В.Фролов неоднократно возвращался и в дальнейшей своей научной работе, не смотря на интерес к другим задачам механики.

Виброзащита машин и оборудования. После назначения заведующим вновь созданной лаборатории вибрационной техники (1964 г.) К.В.Фролов стал заниматься проблемами виброзащиты машин и оборудования. Здесь следует отметить оригинальное предложение К.В.Фролова использовать систему обратной связи для автоматического управления жесткостью подвески с целью расширения диапазона эффективной работы динамических гасителей колебаний .

В тот период времени перед отечественной промышленностью, особенно для новых поколений кораблей подводного флота, остро стояла проблема снижения шума и вибраций объёмных аксиально-поршневых машин в составе гидропривода - гидронасосов и гидромоторов. К.В.Фроловым были разработаны методы анализа и изучения динамики гидравлических машин, как нелинейных колебательных систем с несколькими источниками энергии . (В этой связи интересно отметить одну характерную особенность научного творчества К.В.Фролова, выражающуюся в сочетании выполненных ранее исследований с постановкой и решением новых задач.) Итогом этой работы стала успешная защита докторской диссертации, по материалам которой была издана единственная в своем роде книга «Колебания элементов аксиально-поршневых машин», ставшая классическим руководством для научных работников и разработчиков гидравлических машин.

Моделирование колебательных процессов в системах «человек-машина». Знания и опыт, накопленные в результате проведенных исследований в области расчета и создания систем активной и пассивной виброзащиты машин и оборудования, позволил К.В.Фролову перейти к постановке более тонких задач, связанных с проблемой виброзащиты человека. Эта комплексная проблема, находящаяся на стыке механики, биомеханики, физиологии, эргономики возникла и стала актуальной в связи с все возрастающими динамическими воздействиями на человека-оператора со стороны управляемой им машиной и экстремальных воздействий окружающей среды. В конце 60-х годов ХХ-го столетия К.В.Фроловым было сформулировано новое научное направление – виброзащита комплексной системы «человек-машина». Им впервые было предложено при разработке систем виброзащиты человека учитывать динамические особенности тела человека как колебательной системы. Под его руководством и при его непосредственном участии были предложены различные расчетные модели тела человека, которые использовались для оценки влияния вибрации на человека-оператора и при создании индивидуальных средств его защиты от вибрации. Проведение этих исследований потребовало создания мощной экспериментально-исследовательской базы, проведения тонких экспериментов и разработки новых теоретических методов структурной и параметрической идентификации моделей по данным экспериментов.

Одновременно с этим «механистическим» подходом к проблеме действия вибрации на человека и защиты человека-оператора от вибрации К.В.Фроловым были поставлены исследования, касающиеся и более глубоких аспектов восприятия человеком вибрации. В этих работах, проводимых совместно с биологами и биофизиками, были выявлены и описаны физиологические механизмы и рецепторные системы, отвечающие за восприятие вибрации. Эти исследования позволили по иному взглянуть на проблему действия вибрации на организм человека и высказать предположения о возможности использования вибрации для информационных, профилактических и лечебных целей. В частности, было установлено, что благодаря строго дозированному воздействию определенных зон тела человека можно снизить тяжелые последствия от гиподинамии, невесомости, нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Помимо проведения чисто «академических» исследований при его участии были разработаны практические рекомендации и созданы оригинальные образцы устройств для вибростимуляции. В частности, широко рекламируемые в настоящее время ботинки для вибростимуляции, впервые были созданы в лаборатории, руководимой К.В.Фроловым, и использовались в ряде московских клиник и на космических станциях для профилактики последствий гиподинамии.

Весьма перспективными оказались и исследования, связанные с использованием тактильного восприятия человеком вибрационных сигналов, в качестве дополнительного информационного канала связи человека с машиной и окружающей средой.

Вибрационные машины и вибрационные технологические процессы. Одновременно с разработкой и созданием научных основ вибрационной биомеханики систем «человек-машина-среда» в 80-е годы прошлого столетия К.В.Фролов стал активно заниматься проблемой использования вибрации в технике и технологических процессах. В этот период им была издана книга с полемическим названием «Вибрация – друг или враг?», в которой всесторонне обсуждаются вопросы вредного действия и полезного использования вибрации. Им существенно была расширена номенклатура технологических процессов, основанных на использовании вибрации. Представляется интересным и характерным факт, когда в беседе с академиком А.И.Целиковым при обсуждении проблем непрерывной разливки металлов, К.В.Фроловым была сформулирована идея использовать вибрацию кристаллизатора для снижения усилий сопротивления вытягиванию непрерывно литого слитка.

Прочность, надежность, ресурс энергетических машин и оборудования. Создание особо ответственных конструкций и оборудования атомного машиностроения привело к постановке принципиально новых задач обеспечения прочности, надежности, живучести, безопасности технических систем. В 80-е – 90-е годы под руководством К.В.Фролова большой группой ученых Института машиноведения совместно со специалистами отраслевых научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий выполнялась комплексная программа обеспечения безопасности технических систем. В этот и последующий период времени была создана концепция техногенной безопасности как совокупность научных основ, экспериментальных методов и технических средств предотвращения технологических аварий и катастроф и снижения риска их возникновения и возможных последствий. Здесь важно подчеркнуть социально-экономическую значимость разработки соответствующих методов оценки и критериев риска возникновения техногенных катастроф.

Характерно, что не только опыт, знания и интуиция, но и высокая социальная ответственность и гражданская позиция К.В.Фролова позволили решить многие задачи этой важнейшей проблемы развития современной техники.

Важно отметить огромную заслугу К.В.Фролова в деле систематизации и обобщении классических и новых знаний в области механики, машиноведения и машиностроения. Он является инициатором издания и главным редактором многих периодических научных журналов, тематических научно-технических сборников, справочников. Здесь в первую очередь следует выделить многотомные энциклопедические справочники «Вибрации в технике» (в 6-ти томах), «Машиностроение» (в 40 томах), «Безопасность России (в 30 томах). В этих фундаментальных изданиях нашли отражение самые современные достижения науки и техники.

Характеризуя научное творчество академика К.В.Фролова нельзя не остановиться на его вкладе в дело подготовки современного инженера. Весь свой опыт и свои знания он стремится передать молодому поколению. Практически всегда, начиная с первых лет работы на Ленинградском металлическом заводе, и по настоящее время он сочетает свою научную и огромную научно-организационную и общественную работу с преподавательской деятельностью. На протяжении нескольких десятилетий он заведовал кафедрами «Теории машин и механизмов» в Московском институте легкой промышленности и Московском Государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана. Им была предложена новая концепция преподавания курса «Теория машин и механизмов», учитывающая современное состояние и новые задачи механики. Эта деятельность выразилась в издании учебников и учебных пособий по теории механизмов и машин для высших учебных заведений.

Как истинный ученый К.В.Фролов всегда стремился к популяризации научных знаний. Свою публицистическую деятельность он всегда ориентировал на самый широкий круг читателей: от школьников и студентов до научно-технических работников и руководителей целых отраслей промышленности. Его научно-публицистические статьи и книги касаются не только истории, современного состояния и перспективах развития механики машин, машиноведении, машиностроения, но, что самое главное, были направлены на понимание и восприятия роли и значения науки о машинах в деле развития техники, экономики, социальных отношений.

Избранные труды академика К.В.Фролова.

Нелинейные колебания в системах с ограниченной мощностью привода:

  1. Бесконтактная тензометрия // Энергомашиностроение. - 1957. - № 12. - С. 42
  2. О взаимодействии нелинейной колебательной системы с источником энергии // Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение. - 1961. - № 5. - С. 69-76: фиг. - Библиогр.: 4 назв. - Соавт.: Кононенко В.О.
  3. Об автоколебаниях с учетом свойств источника энергии // Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение. - 1962. - № 1. - С. 83-86: фиг. - Библиогр.: 7 назв.
  4. О резонансных свойствах параметрической колебательной системы // Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение. - 1962. - № 3. - С. 73-80: фиг. - Соавт.: Кононенко В.О.
  5. Взаимодействие колебательной системы с двумя источниками энергии // Изв. АН СССР. Механика твердого тела. - 1971. - № 4. - С. 65-73: фиг. - Библиогр.: 10 назв. - Соавт.: Глухарев К.К.
  6. К теории колебаний механических систем ограниченного возбуждения // Докл. АН СССР. - 1971. - Т. 199, № 2. - С. 285-288: рис. - Библиогр.: 8 назв. - Соавт.: Глухарев К.К.
  7. 4
  8. Колебания оболочек в жидкости. - М.: Наука, 1983. - 143 с., 2л. табл.: рис. - Соавт.: Антонов В.Н.
  9. Взаимодействие нелинейных колебательных систем с источниками энергии. - М.: Наука, 1985. - 327 с.: рис. - Библиогр.: 201 назв. - Соавт.: Алифов А.А.

Виброзащита машин и оборудования:

  1. Уменьшение амплитуды колебаний резонансных систем путем управляемого изменения параметров // Машиноведение. - 1965. - № 3. - С. 38-42: рис. - Библиогр.: 6 назв.
  2. Некоторые свойства динамического гасителя колебаний при случайном изменении его параметров // Колебания и устойчивость приборов, машин и элементов систем управления. - М., 1968. - С. 78-80: рис. - Библиогр.: 4 назв. - Соавт.: Морозова Н.И.
  3. Нестационарные колебания гидравлических линий // Машиноведение. - 1967. - № 1. - С. 79-85: рис. - Библиогр.: 8 назв. - Соавт.: Гельман А.С., Морозова Н.И., Фурман Ф.А.
  4. Колебания элементов аксиально-поршневых гидромашин // Под ред. К.В.Фролова. - М.: Машиностроение, 1973. - 280 с.: рис. - Библиогр.: 128 назв. - Соавт.: Гельман А.С., Синев А.В., Фурман Ф.А.
  5. Прикладная теория виброзащитных систем. - М.: Машиностроение, 1980. - 276 с.: рис., табл. - Библиогр.: 95 назв. - Соавт.: Фурман Ф.А.

Моделирование колебательных процессов в системах «человек-машина»:

  1. Проблемы исследования колебаний в системах “человек-машина” // Динамика машин. - М.: Наука, 1974. - С. 197-201: рис. - Библиогр.: 7 назв. - Соавт.: Потемкин Б.А.
  2. О модельных представлениях биомеханической системы “человек-оператор” при случайном вибрационном воздействии // Докл. АН СССР. - 1971. - Т. 197, № 6. - С. 1284-1287: рис. - Библиогр.: 8 назв. - Соавт.: Потемкин Б.А.
  3. Влияние вибрации на организм человека и проблема виброзащиты экипажей космических кораблей // Труды VI Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского (Калуга, 9-13 сент. 1971 г.): Секц. “Пробл. космич. медицины и биологии”. - М., 1972. - С. 48-64: рис., табл. - Библиогр.: 22 назв. - Соавт.: Хазен И.М.
  4. Экспериментальный анализ функционального состояния человека-оператора при длительном действии вибраций // Машиноведение. - 1973. - № 2. - С. 3-9: рис. - Совм. с др.
  5. Определение параметров моделей тела человека-оператора при вибрационном и ударном воздействиях // Машиноведение. - 1972. - № 3. - С. 31-37: рис., табл. - Библиогр.: 14 назв. - Соавт.: Пановко Г.Я., Потемкин Б.А.
  6. Новые данные о влиянии вибрационных воздействий на обмен биологически активных веществ (гистамина и серотонина) в сердечной мышце // Труды IX Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского (Калуга, 16-19 сент. 1974 г.). Секц. “Пробл. косм. медицины и биологии”. - М., 1976. - С. 34-45: рис. - Библиогр.: 13 назв. - Соавт.: Хазен И.М.
  7. Условия позитивного действия вибрации на человека // // Влияние вибраций на организм человека: Тез. докл. III Всесоюз. симпоз. [Пушкино, 14-18 марта]. - М., 1977. – С. 183-186. - Библиогр.: 8 назв. - Соавт.: Миркин А.С.
  8. Лечение постинсультных двигательных нарушений методом локальной вибростимуляции: Метод. указ. / Сост. - М.: IV Гл. упр. Минздрав. СССР; Ин-т машиноведения АН СССР, 1983. - 10 с. - Совм. с др.
  9. Вибростимулятор. А. с. 1175478 СССР. - № 3525401/28-14; Заявл. 31.12.82; Опубл. 30.08.85. - Совм. с др.

Вибрационные машины и вибрационные технологические процессы:

  1. Вибрация - друг или враг? / Отв. ред. Г.А.Николаев. - М.: Наука, 1984. – 144 с. рис. - (Сер. Наука и технический прогресс).
  2. Теория вибрационной техники и технологии. - М.: Наука, 1981. - 391 с.: рис. - Библиогр.: 31 назв. - Соавт.: Гончаревич И.Ф.
  3. Определение оптимальных параметров вибрационных кристаллизаторов машин непрерывного литья заготовок // Проблемы нелинейных колебаний механических систем (Киев, 18-20 окт. 1978 г.): Тез. докл. - Киев, 1978. – С. 95-96. - Соавт.: Целиков А.И., Сергеев В.И., Гончаревич И.Ф.
  4. Исследование на АВМ процесса движения слитка в вибрационном кристаллизаторе МНЛЗ // Методы решения задач машиноведения на вычислительных машинах. - М., 1979. – С. 104-114: рис. - Библиогр.: 3 назв. - Совм. с др.

Прочность, надежность, ресурс энергетических машин и оборудования:

  1. Проблемы безопасности сложных технических систем // Проблемы машиностроения и надежности машин. - 1992. - № 5. - С. 3-11. - Соавт.: Махутов Н.А.
  2. Проблемы техногенной безопасности России // Проблемы перехода России к устойчивому развитию. - М., 1997. - С. 267-271.
  3. Прочность и ресурс водо-водяных энергетических реакторов. – М.: Наука, 1988. - 311 с.: рис., табл. - (Исследование напряжений и прочности ядер. реакторов). - Библиогр.: 268 назв. - Совм. с др.
  4. Термонапряженность роторов и корпусов паровых турбин. – М.: Машиностроение, 1988. - 224 с. - Соавт.: Израилев Ю.Л., Махутов Н.А.
  5. Динамика и прочность водо-водяных энергетических реакторов. // Н.А. Махутов, Ю.Г. Драгунов, К.В. Фролов и др.: Отв. ред. Н.А.Махутов. – М.: Наука, 2004. – 440 с. – («Исследования напряжений и прочности ядерных реакторов»).

Энциклопедические справочники:

  1. Вибрации в технике: Справ.: В 6-ти т. М.: Машиностроение. 1978-1981. Совм. с др.
  2. Машиностроение. // Энциклопедия. - М., 1996-.
  3. Безопасность России.

Учебники и учебные пособия:

  1. Конспект лекций по курсу “Проектирование механизмов и приборов”: Специальность № 0639: Учеб. пособие. - М.: [Моск. технол. ин-т лег. пром-сти], 1971. - Ч.1. - 180 с.: рис., табл.
  2. Теория механизмов и механика машин: Учеб. для втузов / Под ред. К.В.Фролова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Высш. шк., 1998. - 496 с.: ил. - Соавт.: Попов С.А., Мусатов А.К. и др.
  3. Конструирование машин: Справочно-методическое пособие в 2 т. Т. 1. Под общ. ред. К.В.Фролова. - М.: Машиностроение, 1994. - 528 с. - Соавт.: Крайнев А.Ф., Крейнин Г.В. и др

Публицистические статьи

  1. Усмирение тряски // Техника и наука. - 1978. - № 6. - С. 12-13: ил. - Соавт.: Пановко Г.Я.
  2. Машина завтрашнего дня // Соц. индустрия. - 1979. - 8 дек. - (Курсом техн. прогресса).
  3. Внедрение результатов научных исследований - важное условие научно-технического прогресса. - М.: О-во “Знание” РСФСР, 1981.- 48 c.- Библиогр.: С. 47-48. - (В помощь лектору).
  4. Основные задачи машиноведения на современном этапе // Машиностроитель. - 1982. - № 7. - С. 11-13.
  5. Роботы делают роботов... Что же дальше? // Знание - сила. - 1983. - № 6. - 2-я с. обл. - с. 2.: ил., портр.
  6. Вокруг нас океан по имени вибрация // Знание - сила. - 1983. - № 11. – С. 21-23.: ил.
  7. Человек в сложном мире вибраций // Наука и человечество, 1985: Междунар. ежегодник. - М., 1986. - С. 241-259.
  8. М.В.Ломоносов - основоположник отечественной науки: Докл. на торж. Заседании, посвящ. 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, 19 нояб. 1986 г.: Изложение // Правда. - 1986. - 20 нояб.
  9. Механика Ньютона: К 300-летию выхода в свет работы “Математические начала натуральной философии” // Правда. - 1987. - 21 нояб.
  10. Безопасность технических систем - гарантия жизни планеты // Наука в России. - 1994. - № 3. - С. 28-32. - Соавт.: Махутов Н.А., Петров В.П., Гаденин М.М.
  11. Роль Леонардо да Винчи в развитии механики. //Машиностроение и инженерное образование. – М., - МГИУ. – 2005.- № 1. – С.53-59.
  12. Машиностроение как основа реального сектора экономики России. // Тезисы докладов Седьмой сессии международной научной школы «Фундаментальные и прикладные проблемы надежности и диагностики машин и механизмов». – Санкт-Петербург. – 2005.- 24-28 октября. с.18
  13. Наука - неисчерпаемый резерв удвоения ВВП. // Индустрия. Инженерная газета. – декабрь 2005. - № 45-46. – С. 3-4.