mecheng.imash.ru - Проблемы машиностроения и надежности машин
№ 3-2014
 
МЕХАНИКА МАШИН

Изложены этапы исторического развития фундаментальной науки о машинах - машиноведения, основные научные направления и достижения исследований Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН.
 
Представлены материалы, которые были изложены на расширенном Ученом Совете, посвященном 75-летию Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. Кратко приведены основные этапы научно-реорганизационной деятельности института, представлены как традиционные научные направления, так и новые наиболее перспективные проблемы, и результаты их разработок (фрагменты), в том числе, волновых технологий в различных отраслях промышленности.
 
Рассмотрены различные механизмы параллельной структуры, синтезированные и запатентованные сотрудниками Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. Механизмы имеют различное число степеней свободы и различное число соединительных кинематических цепей. Они предназначены для разных технических приложений.
 
Описывается современная инновационная деятельность ИМАШ РАН. Дано краткое описание готовых к внедрению разработок Института. Показано участие Института в актуальных проектах последних лет.
 
НАДЕЖНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ

Махутов Н.А.ПРОБЛЕМЫ ПРОЧНОСТИ, РЕСУРСА И БЕЗОПАСНОСТИ МАШИННЫХ СИСТЕМ
С учетом поставленных Академией наук фундаментальных научных и прикладных задач Институт машиноведения стал центром и развития в стране науки о машинах как одного из главных направлений развития технических наук в СССР и России, лежащих в основе развития большинства отраслей отечественного машиностроении. Развитие и обобщение результатов исследований по прочности и ресурсу несущих элементов машин и конструкций рассматривалось при этом в качестве одного из основных направлений деятельности Института. Для перспективных работ важнейшее значение имеет развитие и совершенствование традиционных и новых методов и подходов для решения комплекса взаимоувязанных задач прочности, ресурса, живучести, риска, безопасности и защищенности на основе результатов выполненных и предстоящих фундаментальных исследований, и прикладных разработок в этом направлении.
 
Повышение прочности и надежности деталей машин и конструкций требует разработки и обоснования уточненных методов расчета долговечности и живучести на стадии проектирования и на стадии эксплуатации изделий при экстремальных условиях нагружения (большие переменные нагрузки, высокие температуры, вибрационные воздействия). Создание таких методов требует исследования закономерностей поведения конструкционных материалов и покрытий на основе проведения экспериментальных исследований при нагружениях в условиях, приближенных к эксплуатационным.
 
Представлены основные результаты фундаментальных и прикладных исследований, полученные в Отделе прочности, живучести и безопасности машин ИМАШ РАН и в рамках сотрудничества с ведущими зарубежными и российскими научными центрами в последние годы. Обсуждаются современные тенденции в проблемах прочности, ресурса, живучести и безопасности машин и конструкций. Сформулированы перспективные направления научных исследований на современном этапе развития машиностроения.
 
Колосов Г.И.НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ СФЕРИЧЕСКИХ ОБОЛОЧЕК ПРИ ВНЕШНЕМ ДАВЛЕНИИ
Представлены результаты исследований по определению границы величин равномерного внешнего давления, при превышении которой возможна потеря устойчивости равновесных состояний, геометрически совершенных идеально упругих сферических оболочек. Результаты вычислений величин давлений, соответствующих этой границе и понимаемых как необходимые условия неустойчивости рассматриваемых оболочек, качественно и количественно близки к нижней границе их экспериментально определенных критических значений. Исследования проведены на основе динамического критерия устойчивости и уравнений возмущенного движения оболочек, линеаризованных в окрестности рассматриваемых равновесных состояний.