МЕТОДЫ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ КАК СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 
Поляков С.А., Куксенова Л.И. (Москва). 

Предложены критерии и методы оценки адаптационных свойств механических систем, таких как подшипники скольжения, червячные передачи и двигатели внутреннего сгорания. Даны примеры оценки адаптационных эффектов в условиях применения пленкообразующих смазочных материалов.

ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ КОМПОЗИТНЫХ ПЛАЗМЕННЫХ ПОКРЫТИЙ С ГРАФИТОМ 
Лесневский Л.Н, Лежнев Л.Ю., Ляховецкий М.А., Трошин А.Е., Ушаков А.М. (Москва)

Исследованы износостойкие композитные твердые смазочные покрытия, формируемые методом атмосферного плазменного напыления плакированного порошка Ni[Cg] применительно к экстремальным условиям работы узлов трения двигателей летательных аппаратов и энергетических установок. Приведены примеры исследований технологических процессов плазменного напыления защитных покрытий на элементы жидкостных ракетных и газотурбинных двигателей, показаны возможности уплотнительных технологий для повышения их ресурса. Дана оценка эффективности покрытий, полученных плазменным напылением из механических смесей порошков на основе Ni[Cg], применительно к энергоустановкам транспортных средств на основе свободнопоршневых двигателей.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЗАДИРОСТОЙКОСТИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СКЛЕРОМЕТРИИ
Сачек Б.Я., Мерзин А.М., Муравьева Т.И., Столярова О.О. (Москва)

Представлены результаты исследования опытных экспериментальных алюминиевых сплавов, предлагаемой для возможной замены дорогостоящих бронз в узлах трения железнодорожного транспорта. Предварительный отбор сплавов осуществлялся методом склерометрии по критерию относительной сдвиговой прочности, как более информативному по сравнению с контактным напряжением микрорезания. Проведены триботехнические испытания выбранных сплавов по трехпальчиковой схеме, имитирующей работу опорного подшипника скольжения. Результаты испытаний подтвердили принципиальную возможность использования этих сплавов в качестве заменителей бронзы. Изучена структура и химический состав поверхности, как исходных образцов, так и образцов после испытаний. Показано влияние химического состава сплава на триботехнические свойства исследуемых сплавов. 
 
СОЗДАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОРЦОВОГО ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО УПЛОТНЕНИЯ
Фалалеев С.В., Виноградов А.С. (Самара)

Значительная часть повреждений в торцевых газодинамических уплотнениях происходит в результате возникновения в них опасной вибрации. Для повышения надежности таких уплотнений необходима разработка адекватных математических моделей и проведение комплекса расчетно-экспериментальных исследований. Рассмотрена двухмассовая динамическая модель торцевого газодинамического уплотнения, которая наиболее подходит для практических случаев. Проведен  теоретический и экспериментальный анализ динамического состояния уплотнения. Определены границы применимости  торцевого газодинамического уплотнения по амплитудам и частотам колебаний. Результаты можно использовать при разработки новых конструкций уплотнений и при внедрении уплотнений в компрессоры с магнитными опорами.
 
ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОЗИТНЫХ ФЕРМЕННЫХ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Тиньков Д.В., Сафонов А.А.(Москва). 

Решается задача оптимизации распределения процентного содержания углепластика в углестеклопластиковых элементов плоской статически определимой упругой регулярной фермы. Предлагается вариант генетического алгоритма в сочетании с методом математической индукции. В качестве критерия оптимальности используется критерий минимизации стоимости материалов конструкции при соблюдении упруго прочностных требований.