СЖАТИЕ КАВИТАЦИОННОГО ПУЗЫРЬКА В ВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ
Ганиев Р.Ф., Ганиев О.Р., Агинин А.А., Гранова Г.Н.,Давлетшин А.И., Украинский Л.Е., Устенко И.Г.
(Москва). 

Исследуется характер сжатия квитанционного пузырька в вязкой жидкости и степень сжатия пара в нем в широком диапазоне чисел Рейнольдса. Рассмотрено влияние теплопроводности в пузырьке, сжимаемости жидкости и испарения/конденсации на поверхности пузырька. Показано, что максимальное давление в пузырьке по мере увеличения числа Рейнольдса в небольшой окрестности некоторого критического значения резко возрастает. Это критическое значение близко к установленному Забабахиным значению числа Рейнольдса, разграничивающему режимы захлопывания пустого пузырька в вязкой несжимаемой жидкости за конечное и неограниченное время.

К ПРОБЛЕМЕ АВАРИЙ СУДОВ СО СМЕЩАЮЩИМИСЯ ГРУЗАМИ
Блехман И.И., Демидов И.В., Семенров Ю.А.(Санкт-Петербург)

Рассмотрена проблема перевозки незакрепленных грузов на судах в условиях волнения. Для изучения движения грузов и прогнозирования аварийности предлагается использовать теорию вибрационного перемещения (транспортирования), разработанную преимущественно отечественными учеными. В качестве модели рассматривается движение плоского твердого тела по колеблющейся шероховатой поверхности. Использование модели позволяет определить скорость медленного движения тела и его направление к плоскости симметрии судна или к его бортам. Последний случай связан со смещением центра тяжести судна, приводящему к повышенному крену или даже переворачиванию. Определен критический угол крена – угол, соответствующий троганию и движению незакрепленного груза к борту судна. Отмечается возможность использования деформируемых или сыпучих тел.
 
ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПУЛЬСИРУЮЩЕЙ ВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ СО СТЕНКАМИ ЩЕЛЕВОГО КАНАЛА, УСТАНОВЛЕННОГО НА УПРУГОМ ОСНОВАНИИ (САРАТОВ)
Могилевич Л.И., Попов В.С., Попова А.А. 

Исследуются изгибные колебания стенок щелевого канала, установленного на основание Винклера, под действием пульсирующего потока вязкой жидкости. На основе постановки и решении задачи гидроупругости найдены аналитические выражения прогибов стенок канала, давления жидкости и построены функции распределения амплитуд прогибов и давления жидкости вдоль канала. Проведенные расчеты показали существенное влияние учета упругой податливости основания канала на амплитуду прогибов стенок канала и давления жидкости в канале. Полученные результаты позволяют изучать динамические процессы, обусловленные взаимодействием упругих элементов конструкций с вязкой жидкостью в гидроприводах, агрегатах и приборах.